среда, 7 декабря 2011 г.

Сирия. "Ненавижу тебя, сосед!"



Хомс – третий по величине сирийский город. Но если в Дамаске, Алеппо и большинстве других городов абсолютно спокойно, то в Хомсе напряжение чувствуется везде. И это при том, что улицы забиты автотранспортом, а в лавках вовсю идет торговля. Правда, только днем - уже после 16.00 город пустеет и замирает до следующего утра.




Некоторые улицы оживлены - как в каждом большом городе. На некоторых встречаются лишь редкие прохожие 

Чаще и больше всего убивают именно в Хомсе. Еще здесь похищают людей, обезображенные тела которых (или части тел) через некоторое время разбрасывают по улицам. Убивают солдат и полицейских, но чаще – обычных людей. Например, недавно неизвестные остановили микроавтобус, в котором ехали студентки местного университета. Спустя несколько дней на улице нашли их трупы со следами сексуального насилия и издевательств.
- Нас убивают только за то, что мы алавиты, - говорит Икбаль Ибрагим, жительница Хомса и бывший член парламента страны. – Только в нашем районе убили уже больше 200 человек. От нас ждут, что в отместку мы начнем убивать суннитов. И тогда - гражданская война и неминуемый конец Сирии как государства. Допустить этого мы не можем.
 Икбаль Ибрагим у подъезда своего дома в Хомсе

Мужа госпожи Икбаль (отставного генерала) и двух ее сыновей убили еще весной, сейчас с ней живет третий, последний сын. Уезжать из города они не хотят.
Если кто-то поставил задачу развязать в Сирии гражданскую войну (а так оно, скорее всего, и есть), то места, лучшего чем Хомс, просто не найти. Примерно 60 процентов более чем двухмиллионного города - алавиты и христиане. Остальные 40 – сунниты, составляющие 60 процентов населения Сирии. Стоит только спровоцировать алавитов на ответные действия, как может вспыхнуть вся страна. До сих пор этого не произошло только потому, что для большинства сирийцев вопрос единства страны и принадлежности к ее народу значит куда больше, чем религиозные различия.


- Когда я учился в школе, - рассказывает Иса, инженер-механик из Хомса, - мы даже не знали, кто с кем сидит за одной партой. Мы всегда жили дружно, ходили в гости и отмечали праздники друг друга. У нас говорят: оценивай человека не по тому, как он молится, а по тому, как он к тебе относится.
Брат Исы работал таксистом. Недавно он пропал – поехал с очередным клиентом и не вернулся. Потом его труп нашли на улице.
Когда-то алавиты (одни исследователи рассматривают их как ветвь шиизма, другие выделяют в отдельное направление в исламе) были в Сирии угнетенным меньшинством, но после прихода к власти алавита Хафиза Асада все изменилось. Единоверцы президента стали занимать видные посты в армии и правительственных учреждениях, что вполне объяснимо: люди стремились наверстать упущенное за годы притеснений.

Трудно сказать, насколько оправдана точка зрения, что алавитское меньшинство узурпировало власть в стране. По крайней мере, простейший анализ кадровой расстановки говорит не в ее пользу. Так, среди членов кабинета алавитов всего трое. Что касается силового блока, то алавиты возглавляют две из четырех (остальными двумя руководят сунниты) основных спецслужб Сирии, а министр обороны вообще христианин.
Но вообще, подобная статистика не говорит ровным счетом ни о чем. Как показывает практика, даже в самых коррумпированных обществах правящие кланы строятся вовсе не по религиозному признаку.


Зато именно по этому признаку совершается большинство убийств и похищений. Не бандиты убивают людей, а сунниты убивают алавитов - вот какую мысль хотят вдолбить горожанам устроители бойни. Мысль – проще некуда.
Странно, но об убийствах мирных жителей СМИ дружно молчат. А бывает, что приписывают преступления солдатам или силам безопасности, якобы в очередной раз расстрелявшим мирную демонстрацию. Как это и произошло 19 ноября, в день, когда мы были в Хомсе.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий