среда, 14 декабря 2011 г.

Сирия. Пуштуны думали, что воюют в Израиле




Похоже, игроков на сирийском поле топчется много. Известный эксперт в области международных отношений профессор Дамасского университета доктор Бассам Абу Абдулла называет сразу несколько государств, которые не хотели бы видеть Сирию сильной единой страной.

Помимо Израиля это еще и Турция, которая уже стала региональной державой и, по мнению профессора, помимо того, что имеет собственные амбиции является еще и проводником политики США на Ближнем Востоке. Ее смысл: раздробить регион на множество мелких, слабых и постоянно враждующих между собой государственных образований, созданных по этническому и религиозному признакам. Ирак де-факто уже разделен - его суннитская часть как раз примыкает к Сирии.
Турции, по мнению доктора Бассама, делегируются полномочия ближневосточного «смотрящего», ей также отводится роль лидера в новом исламском мире. Непонятно, правда, как турки отнесутся к курдскому государству на севере Ирака, практически уже существующему де-факто, но это уже отдельная тема.
Сирия не нравится и большинству соседей по арабскому миру - недаром ведь ЛАГ (Лига арабских государств) приостановила членство Сирии в Лиге, а информационная (и не только) война против режима Асада ведется на деньги стран Персидского залива. Мало того, что Сирия - единственный союзник шиитского Ирана, главного соперника Саудовской Аравии, Сирия - реальный претендент на лидерство в арабском мире.

Идеология сирийского государства - светский панарабизм, что никак не вяжется с концепцией нового Ближнего Востока. Сегодня в Сирию может приехать человек из любой арабоговорящей страны от Йемена до Сомали и получить вид на жительство и все льготы, предусмотренные для коренных сирийцев - бесплатное медицинское обслуживание, среднее образование и т.д.

К тому же в Саудовской Аравии, государственную идеологию которой можно охарактеризовать как религиозный экстремизм, прекрасно понимают, что рано или поздно американцы возьмутся и за них, так что пусть лучше будут заняты кем-то другим. Кто не знает: ветеран вьетнамской войны, отставной генерал и бывший кандидат в президенты США Лесли Кларк сказал однажды, что борьбу с международным терроризмом следовало бы начинать не с Афганистана и Ирака, а именно с саудовского королевства.
И, наконец, Соединенные Штаты. Суть американских претензий к Сирии: союзнические отношения с Ираном и группировкой Хизбалла, а также менее явная, но при этом доставляющая куда больше беспокойства поддержка иракского сопротивления. После ухода американских войск образовавшийся в Ираке силовой вакуум непременно заполнят Иран и Сирия - чем не новый Ближний Восток, только уже не американский?

Сирийской армии и полиции противостоит достаточно серьезная сила. Наши источники в стране утверждают, что это вовсе не Свободная армия Сирии, которой приписывают чуть ли не фронтальные столкновения с регулярными войсками. Свободная армия насчитывает в своих рядах не более 700-1000 нижних чинов, дезертировавших из рядов сирийских вооруженных сил, которые базируются на территории Турции, а финансируются Саудовской Аравией. Дезертиры-рядовые по определению не могут представлять большой опасности - пока их не возглавят грамотные офицеры, в том числе и из спецслужб, а таковые в Свободную армию пока не торопятся.
Другое дело - обученные боевики-сирийцы и иностранные наемники. Последних, по некоторым данным, насчитывается порядка 10 тысяч человек.

По информации наших источников, в основном, это граждане арабских стран, причем часто граждане совсем не простые. Не так давно сирийские газеты написали, что в Хомсе задержан инструктор по минно-взрывному делу и по совместительству майор палестинской военизированной организации ФАТХ, также есть неофициальные данные, что среди пленных боевиков находятся 16кадровых офицеров вооруженных сил Иордании. Захвачено много граждан Ирака и даже несколько снайперов из Германии и Польши.
На этом фоне рассказы военных о воюющих в Сирии гражданах Афганистана выглядят чуть ли не естественно. Есть, правда, забавная история о том, как в том же Хомсе из одного подвала выкурили группу пуштунов, не понимавших ни слова по-арабски. В ходе допросов выяснилось, что их вербовали для борьбы за свободу палестинского народа, и наивные афганцы искренне полагали, что находятся в Палестине и сражаются с израильской армией.
Кстати, все без исключения офицеры говорят, что не понимают, почему правительство не предает широкой огласке данные на пойманных в Сирии иностранцах. Одни предполагают, что Дамаск не хочет портить официальные отношения с некоторыми странами, другие думают, что руководство страны просто придерживает информацию, чтобы в подходящий момент предъявить ее вместе с людьми.
Важный момент: боевики и те, что выходят на митинги протеста - далеко не одни и те же люди. Нужно иметь в виду, что первые демонстрации носили исключительно мирный характер - пока из толпы не стали стрелять по военным. Четыре месяца назад житель города Дара (там, где произошли первые столкновения) по имени Саиб Фаллух рассказывал, что вместе с единомышленниками выходил требовать гражданских свобод и диалога с властью, а не гражданской войны. Через несколько дней среди демонстрантов появились люди, которые стреляли в солдат. Некоторые из них были известными в городе уголовниками, которые к тому сами хвастали, что получают хорошие деньги, а остальные - вообще не из этих мест.
С тех пор ничего не изменилось. Протестанты все так же выходят на улицы из мечетей после пятничной молитвы и после нескольких минут шумной демонстрации расходятся или разбегаются - в том случае, если были стычки с полицией. После этого полицейские ищут (и часто находит) активистов, забирают на 15 суток в участок и после соответствующей воспитательной обработки отпускают. Естественно, при условии, что на руках нет крови.

Портрет типичного участника демонстрации: молодой человек до  30лет с низким образовательным уровнем, а соответственно и доходом. Требует: отставки президента и демократических свобод. Второй вариант: отставки президента и шариатского государства. Пока сторонники светского и религиозного государства выходят из одних мечетей.
Революционер, с которым нам удалось поговорить, был убежденным демократом.
Гарантии того, что его не собираются сдавать в полицию, где он уже один раз побывал, предоставил один наш сирийский друг, хорошо знакомый с городской средой. Беседовали в машине, припаркованной на окраине у какой-то помойки. Диалог был коротким.
- Как с вами обращались в полиции?
- Плохо. Поставили передо мной портрет президента и сказали: молись, теперь это твой бог!
- Президент обещает демократические преобразования…
- Мы ему не верим. Столько лет не давал свободы и сейчас не даст. Пусть уходит!
- Вы за шариатское государство?
- Нет, за демократическое. Другие страны должны надавить на режим.
- Вы бы приветствовали иностранное военное вмешательство?
- Нет. Пусть только закроют небо для сирийских самолетов, остальное сделаем сами.
- Чего вы хотите от России?
- Чтобы перестала поддерживать этот режим.
- Вы не боитесь, что начнется гражданская война?
- Не начнется.
- Вам платят деньги за участие в демонстрациях?
- Мне лично - нет. Но многим платят.
Хорошую историю рассказал другой наш знакомый. Как-то недавно нанял он нескольких безработных парней - подремонтировать дом. Через какое-то время один из них попросил отгул на день. На вопрос хозяина, что случилось, он честно ответил, что ему заплатили тысячу фунтов (20долларов), чтобы поучаствовал в митинге. Еще он рассказал, что в следующий раз обещают заплатить десять тысяч (200долларов) и дадут оружие. Ему будет нужно сделать только один выстрел. Неважно, куда и в кого, хоть в воздух. Главное - выстрелить. 

Фото Натальи Львовой 

Комментариев нет:

Отправить комментарий