понедельник, 19 декабря 2011 г.

Сирия. Режим, демократия и менталитет


 
То, что ни в одной арабской стране нет демократии в западной понимании этого слова - общеизвестный факт. То, что в государствах-союзниках США вроде Катара и Саудовской Аравии нет даже конституции - тоже факт. В Сирии конституция есть, просто Сирия - «не наш сукин сын», отсюда и проблемы.



Спорить о том, насколько западная демократия совместима с местным менталитетом, занятие нудное. Да и зачем спорить, когда есть свежие примеры Ирака, Египта и Ливии, из которой уже давно ничего не сообщают, но где, судя по просачивающейся оттуда обрывочной информации, начался настоящий разгул самой банальной уголовщины.
Все наши сирийские собеседники, имеющие образование выше начального убеждены: устранение Башара Асада будет означать начало гражданской войны.

Гражданка Сирии по имени Надежда родом из Подмосковья, в Дамаске живет уже больше тридцати лет. Работала инженером, теперь держит небольшой магазин. Бизнес идет неплохо, в отличие от России, где на каждый ларек приходятся семеро с ложкой, сирийский частный предприниматель раз в год платит фиксированную сумму налога, причем не очень большую. Что-то вроде покупки патента. И никакого рэкета в виде бандитов, санэпидстанции, пожарников и полиции всех видов.

- Жить в Сирии всегда было спокойно, - говорит Надежда. - Да, чего-то не разрешали, но мы имели главное - безопасность, покой и возможность зарабатывать. Конечно, Сирии нужны реформы. Но проводить их нужно с умом и не делая резких движений и обязательно держа процесс под контролем. Если общество пойдет вразнос - наша страна просто перестанет существовать.

Надежда рассказала, что, когда она только приехала в Дамаск, здесь еще сохранились автобусные остановки, построенные французами (до 1946 года Сирия была подмандатной территорией Франции - авт.) в виде составленных из чугунных поручней лабиринтов - это чтобы люди входили в автобус по очереди, а не лезли друг у друга по головам.
- Потому что у нас каждый - первый. Три человека создают давку, потому что никто не хочет уступить. Пусть тот, кто так заботится о нашей свободе, приедет и поживет у нас немного.

Существуют серьезные опасения, что даже небольшое ослабление государственной власти может привести к дестабилизации. В окрестностях Дамаска нам показывали растущие как грибы дома, строящиеся без разрешения. Пока начальство озабочено демонстрациями, оно смотрит на самостройщиков сквозь пальцы. А что будет потом - никого не волнует.

А вот случай, которого всего год назад не могло быть по определению. В деревню, расположенную на отшибе, явились вооруженные кочевники-бедуины и потребовали дань с каждого дома: женщину или ее денежный эквивалент. Безоружным жителям пришлось собирать деньги.
В принципе, сирийский режим мог бы без проблем просуществовать еще какое-то время - если бы не президентское окружение, о коррумпированности и всевластии которого в Сирии ходят легенды. Беспорядки начались после того, как в полиции города Дараа были подвергнуты пыткам несколько малолетних задержанных, а пришедших просить за них стариков смертельно оскорбили. В конце концов начальника полиции (родственника президента) вроде бы посадили, но время было упущено: теперь уже демонстранты требуют его голову.

Есть и обратные примеры. Задолго до событий в Дараа на рынке в районе Хамидия в Дамаске возник конфликт между полицией и торговцами, которые в пылу потасовки кричали, что устроят "второй Египет". На следующий день на рынок приехал министр внутренних дел и публично извинился. После этого торговцы сами на корню пресекают любые попытки проведения антипрезидентских акций акций в центре города, вплоть до избиения оппозиционеров.

Вообще, даже если судить по разговорам с прохожими и многочисленными случайными знакомыми, то получается, что Башара Асада поддерживает большинство (местные политологи называют даже цифру - 75 процентов) сирийцев. В свою очередь, чуть ли не половина опрошенных делают это не из-за личных симпатий к президенту, а из страха перед иностранным вмешательством и гражданской войной.
Но тогда возникает вопрос: а что же такое сирийская оппозиция?
В прессе под ней чаще всего имеют в виду Национальный совет Сирии (НСС), учрежденный 2октября в Стамбуле. Правда, в самой Сирии об этой структуре и ее руководителях почти ничего не знают. Явные сторонники президента презрительно называют НСС западной марионеткой, люди понейтральнее с недоумением говорят, что раз оппозиция, то пусть сидят не за тридевять земель, а находятся вместе со своим народом, который желает знать лидеров, программу и т.д.

Сегодня в стране представлены несколько оппозиционных партий, самой крупной из которых является в прошлом запрещенная, но легализованная в 2005 году Сирийская социальная националистическая партия (90тысяч членов), выступающая за создание национального государства, включающего в себя территории нынешних Сирии, Ливана, Израиля, Палестины, Иордании, Кувейта, Ирака и турецкой провинции Хатай.
Председатель партии Али Хейдар сказал, что главное сейчас - сохранить единое государство и дать президенту возможность начать объявленные реформы. Гарантом сохранения целостности Сирии и невмешательства извне в ее дела может и должна стать Россия. По мнению Хейдара, после Сирии следует ожидать начала массовых выступлений на Северном Кавказе, поэтому, заступаясь за Сирию, Россия защищает себя.
- Изменения идут, конституционная комиссия работает, но - непозволительно медленно, что опасно для страны, - сказал доктор Рияд из Дамаска. - Мы, сирийская интеллигенция, считаем, что президент должен выступить перед народом и объявить конституционные принципы: верховенство судебной власти, курс на реформы и отмена 8статьи основного закона, в которой говорится, что правящей партией является БААС. Созвать и провести съезд при желании можно за два дня. Зато это будут реальные шаги, которые снизят как напряжение в обществе, так и давление извне.
Надо сказать, что в Сирии гораздо больше боятся турецкого военного вмешательства, нежели американского или европейского, поэтому нас без конца спрашивали, как отнесутся к возможному конфликту в Москве. При этом нам всячески давали понять, что Дамаск спокоен и не поддается на провокации, поскольку ему есть чем ответить в случае необходимости.
Под возможным ответом наверняка следует понимать не только наличие у Сирии одной из самых многочисленных и боеспособных на Ближнем Востоке армий, но и реальную возможность осложнить ситуацию в Ираке и, возможно, на юге и юго-востоке Турции, где действуют боевики Рабочей партии Курдистана (РПК).
Председатель совета курдских общин Сирии Умар Аусси (в прошлом личный переводчик Абдуллы Оджалана) не стал связывать недавнее обострение обстановки на турецком юго-востоке с событиями в Сирии, хотя и подтвердил, что сирийские курды тесно сотрудничают с Рабочей партией. Он же заявил, что если Турция попытается создать на территории Сирии буферную зону, то РПК «будет воевать от южных границ до Стамбула».

Это, пожалуй, единственный снимок, нуждающийся в пояснении. Согласно легенде, однажды Мария, которая уже была беременна Иисусом, оказалась в безводном месте и стала погибать от жажды. И тогда она попросила помощи у Бога, и Бог расколол гору, и из недр забил ручей с чистой водой. На снимке - эта самая гора в окрестностях города Маалюля. Здесь же находится церковь и могила первомученицы Феклы. Ручей сохранился и поныне, воду из него пьют многочисленные верующие и паломники, посещающие эти места. Кстати, Маалюля - единственное в мире место, где жители еще говорят на арамейском языке. По звучанию он напоминает арабский.  

Сирия - это, пожалуй, последняя страна на Ближнем Востоке, в которой Россия пока еще воспринимается как друг. Традиционные связи плюс большая русская община к которой здесь относят всех, кто говорит по-русски. Это те, кто учился в Союзе или России, русские жены (представительницы всех народов бывшего СССР), а также дети от смешанных браков. Всего - больше 100 тысяч человек.  Новость о том, что российские военные корабли направились в Сирию многие встретили с надеждой - мол, может, теперь-то все успокоится.
- Пределов нашего сотрудничества с Россией нет, - заявил министр иностранных дел Сирии Валид аль-Муаллем, отвечая на несколько провокационный вопрос о возможном присоединении его страны к организациям типа ШОС или ОДКБ.
В тот же вечер на нескольких сирийских каналах прошли круглые столы, на которых политологи всерьез рассуждали на эту тему, причем в самой постановке вопроса некоторые предположили наличие некого послания из Москвы. Каждый слышит то, что хочет.

На этом из Сирии пока все. Фото Натальи Львовой

Комментариев нет:

Отправить комментарий