пятница, 17 февраля 2012 г.

Другой Афганистан. Как уходить будем?

У афганцев есть анекдот. Подходит очередной иностранный солдат очередной иностранной армии к сидящему у дувала древнему старику и начинает рассказывать, что пришел помочь афганскому народу и что на этот раз уж точно все будет хорошо. Дедушка молча послушал, покивал, а потом возьми да и скажи:
- Добро пожаловать в Афганистан, сынок! Прийти-то ты пришел, а как уходить будешь - подумал? 



Уходить, как известно, лучше не с пустыми руками. Интересную вещь рассказал афганский бизнесмен, занимающийся экспортно-импортными операциями. По его утверждению, из страны полным ходом вывозят полезные ископаемые, в частности, урановую руду. Раз в два дня территории базы в Баграме выходит колонна грузовиков, груженых водой и продуктами. Машины направляются в расположение американских военных в провинции Пактика на юго-востоке Афганистана. У КПП базы водителей-афганцев меняют американские солдаты. На следующий день тяжело груженые и опечатанные машины уходят в обратный путь в Баграм. Что они везут? Наш собеседник убежден, что урановую руду - больше нечего.
Информацию о вывозе урана подтвердили как минимум еще двое серьезных людей из местных, называлось даже количество шахт в Пактике - четыре.  В принципе, конечно, возможно, хотя причина вторжения все-таки не уран. Это так, побочный бизнес. 
- Вы посмотрите на солдат, которые сюда воевать приезжают! - возмущался Гани, наш кабульский знакомый. - Это же бомжи! Там у себя были алкоголиками и наркоманами, а здесь получают по 15 тысяч долларов. Им же все равно в кого стрелять! Такие же и гражданские специалисты. Сам посуди: какой нормальный человек сюда поедет?
- У меня есть знакомый немец, натуральный бомж. Каждый месяц он тратит 7 тысяч евро на выпивку и китайских проституток и еще столько же откладывает.

Богатым человеком вернется в Штаты и летчик с авиабазы в Баграме, о котором рассказывали, что он перевозил нелегальных мигрантов. С помощью афганских знакомых он набирал группы из 4-5 человек, которых провозил в своей машине на территорию базы, а потом в грузовом самолете доставлял на промежуточный аэродром в Канаде, где они и оставались. По 20 тысяч долларов с человека и никаких налогов.
О том, что внутри военной коалиции не все гладко, пишут и говорят много. В том смысле, что англичане и американцы на самом деле союзники, а вот немцы и французы (самые крупные контингенты после англо-американского) воевать не хотят. Были даже разговоры, что американцы умышленно давали немцам неверные целеуказания - только чтобы втянуть их в войну. Возможно, это только слухи. Но, хотят они того или нет, немцы уже на войне. Ощутимые потери, которые они понесли уже несколько раз - лучшее тому доказательство. 

Близко пообщаться с представителями коалиции нам не удалось. Иностранные военные передвигаются исключительно бронированными колоннами, к которым лучше не приближаться. Совершенно не знакомые с местными реалиями и боящиеся каждого куста солдаты могут открыть огонь по любой показавшейся им подозрительной цели. Несколько раз расстреливали свадебные кортежи, принимая их за колонны талибов, а недавно в Мазари-Шарифе изрешетили приблизившуюся к бронетранспортеру легковушку. Водитель ранен, его жена и ребенок погибли на месте.


Сейчас в Афганистане особенно неспокойно в провинциях Кандагар, Гельменд и Баглан. Через Баглан ведет дорога в Мазари-Шариф и Кундуз, по которой мы добирались из Кабула. Очень хотелось посмотреть на иностранных солдат, но они как назло все никак не попадались. Зато афганские военные встречались на каждом шагу. Одни проносились мимо на бронемашинах, другие сидели в ощетинившихся стволами пулеметов укрытиях (причем стволы торчали во все стороны, а не в какую-то одну), третьи устраивали проверки на дорогах. Нас проверяли раза три, но без особого пристрастия. Любой московский милиционер даст этим бородатым сто очков вперед по части бдительности.
В городе Пули-Хумри (административный центр провинции Баглан) у нас спустило колесо. Здесь же мы увидели иностранных военных - судя по нашивкам на рукавах, венгров. Возникшая было мысль подойти и заговорить немедленно исчезла: лица стоявших с оружием наизготовку солдат, были перекошены от напряжения. Человеку с таким лицом довольно сложно распознать в приближающейся цели бывшего собрата по соцлагерю, а не коварного талиба. Колесо поменяли практически мгновенно: двое мальчишек лет по 10, работавшие в мастерской, сделали все быстро, качественно и без единого слова.



После этого мы еще несколько раз встречали на дороге иностранные военные колонны, в том числе, американские. В башне головной машине обязательно сидит наблюдатель, который неотрывно рассматривает в бинокль дорогу впереди и встречный транспорт. Дорога впереди всегда свободна: едва завидев колонну, все встречные машины съезжают на обочину и там замирают. Любое сближение - как и движение в непосредственной близости от колонны - смертельно опасно, потому что очень часто стреляют без предупреждения.
Один раз наш водитель, часами болтавший с кем-то по мобильному телефону, замешкался и съехал на обочину на пару секунд позже. Не отрываясь от бинокля, человек в башне поднял руку и медленно погрозил пальцем.
Иностранные солдаты в Афганистане напоминают астронавтов, высадившихся на чужой и враждебной планете с неизвестными формами жизни. Не знаешь, с чем или с кем имеешь дело, и от этого особенно страшно.
Другая ассоциация, возникшая за несколько секунд стояния на обочине - фильм Кин-Дза-Дза. Застыть в придорожной грязи или присесть с растопыренными руками и криком «Ку!» - разница не принципиальная.


Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий