воскресенье, 6 ноября 2011 г.

Багдад и сорок разбойников. Республика и Вкусный дом



По Багдаду можно гулять бесконечно. Тысячу раз прав ювелир Сабри: этот город вечен. А что, в сравнении с вечностью, пустяки вроде того, что за последние десять лет люди стали жить в десять раз хуже?
Камиран работает пекарем. Раньше был водителем, но потерял работу. Живет он в районе Джумахирия («Республика»), который, как и каждый здешний камень, имеет свою собственную историю. Когда-то здесь жили евреи (кто не знает: еще в 1920-х годах они составляли примерно треть населения Багдада), а после того, как они уехали, район заселили бедняками из других мест.




- При Саддаме мы платили за квартиру примерно 8 долларов в год, - рассказывает Камиран. - А новое правительство повысило плату до 800. А где нам взять такие огромные деньги?  
Он показал написанное им обращение к багдадским властям с просьбой войти в положение и зачем-то попросил напечатать его в Москве.
Сабиржони тоже живет в Джумхурии. В его живописном доме с внутренним двориком вполне можно снимать кино по мотивам «Тысячи и одной ночи".
Сын Сабиржони должен был уже закончить школу, но перестал ходить на занятия, так как боится выходить за пределы своего квартала. Он мечтает накопить денег, чтобы можно было уехать из Ирака, где, как он убежден, ничего хорошего уже не будет. Сам хозяин, хороший сапожник, тоже бросил свою точку на бойком месте.

- Когда на моих глазах произошел седьмой взрыв, я понял, что больше не смогу сидеть на этой улице, - рассказывает Сабиржони. – Это очень страшно – видеть людей, разорванных взрывом, видеть, как их, словно куски мяса, грузят на машины. Ты спрашиваешь, кто все это делает? Конечно, политики! Будь они все прокляты, ни одному из них нет места в раю!
Бет Тайин – один из старейших районов в центре Багдада - переводится как «Вкусный дом». В здешних харчевнях действительно потрясающе готовят.



Но это днем, а вечером Вкусный дом превращается в самый обыкновенный притон, где можно легко разжиться косяком с гашишем или дозой героина. Тут же живут проститутки, которых по местной традиции принято навещать по выходным дням. Здесь же можно нарваться на неприятности – особенно если ты чужак, да еще с деньгами.
- Но у вас никаких проблем не будет, - торжественно пообещал Юсеф, хозяин не то чайной, не то места деловых встреч местных жителей, которые часами сидят на низких тахтах и обсуждают какие-то свои дела. Еще хозяин торгует секонд-хэндом, развешанным в соседней лавке. Время от времени к заведению Юсефа, разгоняя перед собой волны жидкой грязи (непосредственно перед тахтами и столиками раскинулась огромная лужа) подгребает машина, и местные крутые ведут переговоры, не вылезая из авто. Время от времени между крутыми в машинах и сидящими в чайной вспыхивают яростные словесные стычки, но длятся они, как правило, недолго.

Большая часть населения Бет Тайин – эмигранты из Египта и Судана. До них жили, как водится, евреи. Юсеф и большинство его посетителей – суданцы. Первые два дня хозяин присматривался к нам, а потом подсел и спросил, откуда мы приехали.
- Россия – хорошая страна, большая. Как Канада. Добро пожаловать! Район у нас бедный, народ, в основном, из Судана. Работы нет почти ни у кого. Вот и хватаются ребята за автоматы, грабят и убивают из-за денег. Оружия в городе полно: Калашников долларов за 300 можно купить. Но вы ни о чем не беспокойтесь - будьте как дома.
Мы и были как дома – с такой-то крышей! Бет Тайин считается одним из неблагополучных районов Багдада. Здесь соперничают за влияние самые разные криминальные группировки, главным образом, египтяне и суданцы. Их бизнес – торговля оружием, наркотиками и проституция. Место считается грязным и опасным, о чем и сообщил человек, предъявивший нам поочередно два удостоверения: одно – чиновника чего-то там вроде нашей санэпидстанции, второе – актера любительского театра.
- Напрасно вы тут пьете чай, - брезгливо глядя на наш чудом державшийся на горбатом земляном полу столик, укоризненно сказал он. – Посмотрите, как здесь грязно. Коренные иракцы сюда почти не ходят, одни только черные из Судана!
Актер-санитар еще долго распространялся на тему "понаехали тут", а потом ушел, так и не ответив на наше приглашение выпить вместе чайку. 


Потом прибежали дети – главным образом, девочки с игрушечными пистолетами и перестреляли по очереди всех посетителей заведения Юсефа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий