четверг, 24 ноября 2011 г.

Сирия, Дамаск. Лиса, шакал и обезьяна

Все, что происходит сейчас в Сирии и вокруг нее, идеально иллюстрирует известную поговорку: каждый видит лишь то, что хочет увидеть. Беда этой страны в том, что многие желают видеть ее не такой, какая она есть на самом деле и изо всех сил стараются навязать свое видение всем остальным.
Хорошая Сирия или плохая, судить не нам. Но то, что в своем нынешнем виде она буквально выламывается из конструкции нового миропорядка – это совершенно очевидно. На языке шоу-бизнеса, типичный «не формат».


Во-первых, про Сирию врут, когда говорят, что страна охвачена массовыми волнениями. Волнения есть, но не массовые и далеко не по всей стране. Да, в Сирии действительно есть места, пребывание в которых может быть опасно (о них позже), но в большинстве городов намного спокойнее, чем в той же Москве.
Мало того, очень часто по телевизору показывают демонстрации за президента, которые преподносят как оппозиционные. Еще говорят, что людей на пропрезидентские митинги сгоняют насильно. Кого-то наверняка сгоняют - административный ресурс он и в Сирии ресурс. Но такое количество людей согнать невозможно, такой массовки не было даже в Союзе на праздновании Первомая или 7 ноября.

Люди приходят не потому, что им нравится Асад - очень многие его как раз не любят. Люди приходят потому, что им не нравится, что происходит в Ираке и Ливии.

Заметили, что из Ливии больше ничего не передают? Это потому что там началась гражданская война и всеобщая резня. Но Ливия больше неинтересна: Каддафи больше нет, а нефть уже поделили.
Многие сообщения о Сирии работают на разжигание межконфессионального, точнее, межмусульманского конфликта - между суннитами с одной стороны и алавитами и шиитами с другой.

Этот момент очень важен, поэтому остановимся на нем подробнее. 
При Хафизе Асаде религия в Сирии находилась примерно в том же положении, что и в СССР, если не хуже. Его сын Башар отпустил вожжи – в результате немедленно подняли голову загнанные в глубокое подполье радикальные группы, такие, например, как «Братья-мусульмане». Здесь нужно оговориться: сирийские БМ в отличие от египетских с их просветительским уклоном и тем более иорданских, сформировавших даже парламентскую партию, отличаются на самом деле крайними взглядами.
Одновременно все громче стали звучать голоса, обвиняющие правительство в притеснениях по религиозному признаку и засилье во власти и в армии алавитов. Еще одна справка: сунниты составляют около 70 процентов населения страны, остальные 30 приходятся примерно поровну на шиитов, христиан и алавитов – ветвь в исламе, наиболее близкую шиизму. До прихода к власти Хафиза Асада (начало 1970-х годов) алавиты были угнетенным меньшинством, рассказывают, что их не только не принимали на учебу в вузы - им даже запрещали ходить по тротуарам. 
После очередного переворота (а они тогда случались в Сирии чуть ли не с периодичностью времен года) президентом стал алавит Асад-старший, и его единоверцы стали равноправными гражданами. Алавиты в подавляющем большинстве были бедными людьми и не могли платить за учебу в университетах, зато они охотно поступали в военные училища, в которых обучение было бесплатным, и после выпуска молодых лейтенантов ожидала престижная служба на полном гособеспечении.
Так что офицерский корпус Сирии состоит большей частью из алавитов именно по этой причине. 

Но вообще разговоры на тему "суннит-шиит-алавит" Сирии не очень любят. По крайней мере, нормальные люди (а мы, в основном, общались именно с ними) откровенно морщились, когда мы их спрашивали, кто они по вере. Типичный ответ звучал так: «Я сириец и он сириец – это самое главное. Он может молиться хоть стене – это его личное дело».

На пропрезидентском митинге в Дамаске. Участники инсталяции: лисица (Лига арабских государств), обезьяна (США) и шакал (тоже кого-то символизирует, не помню только, кого   именно)
 
  

Комментариев нет:

Отправить комментарий